Музыкальный инструмент, звуки которого покоряют сердца людей на протяжении тысячелетий. Инструмент, значительно видоизменяющийся со времен своего создания, но неизменно пользующийся популярностью среди музыкантов и композиторов. Инструмент, с помощью которого можно исполнить произведение практически любого жанра – от рока до церковной музыки. И это все об арфе.
Музыкальный инструмент, звуки которого покоряют сердца людей на протяжении тысячелетий. Инструмент, значительно видоизменяющийся со времен своего создания, но неизменно пользующийся популярностью среди музыкантов и композиторов. Инструмент, с помощью которого можно исполнить произведение практически любого жанра – от рока до церковной музыки. И это все об арфе.
История арфы: основные вехи развития
Арфа — один из самых древних музыкальных инструментов. Существует легенда, что ее прародителем был обыкновенный охотничий лук. Простейшие прототипы арф неоднократно попадались археологам при раскопках шумерских поселений. Также о внушительном возрасте инструмента свидетельствуют найденные изображения древних египтян, созданные приблизительно в 2400 году до нашей эры.
В Европе арфа появилась позднее – самое первое упоминание о ней приписывают поэту Венанцию Фортунату, который ещё в VI веке нашей эры писал: «Римлянин воздаст тебе хвалы на лире, варвар — на арфе, грек воспоёт тебя на Ахилловом инструменте, британец (или бретонец) — на ротте». А уже в VIII веке арфа была распространена значительно шире, хотя и считалась первоначально инструментом бродячих и цирковых артистов, что объяснялось ее компактными в то время размерами. К своим нынешним габаритам она приблизилась в XVI-XVII веках.
Среди ключевых изменений инструмента, которые он прошел за всю свою многовековую историю, следует выделить:
— создание в 1660 году механического приспособления в виде регулируемых ключей, которое позволяло изменять тональность звучания арфы с помощью регулировки натяжения струны,
— изобретение Якобом Хохбрукером, немецким изготовителем музыкальных инструментов, педального механизма игры на арфе,
— модернизацию педального механизма французом Себастьяном Эраром, который в 1810 году получил патент на двух педальную арфу, ставшую прототипом для современных инструментов.
В XIX веке произошло еще одно революционное изменение арфы – и снова во Франции, где был изобретен беспедальный вариант инструмента.
Не смотря на популярность в Европе, до России прекрасная арфа добралась только в XVIII веке, прочно закрепившись с тех пор среди инструментов симфонического оркестра.
Конструкция арфы
Этот музыкальный инструмент имеет сравнительно простое устройство: треугольная рамка с изгибом, которая напоминает прекрасное крыло бабочки, и натянутые на нее от 40 до 47 струн.
Рамку арфы составляют:
— резонансный корпус, расширяющийся к верху
— дека с твёрдой рейкой
— рама с колками для закрепления струн
— передний брус в виде прямой колонны
— основание (в некоторых моделях ножки или подставки)
Узнаваемый силуэт арфы уже сам по себе эстетичен. Тем не менее, в их дизайне часто используется позолота и инкрустация корпуса полудрагоценными и драгоценными камнями. Дополнительную яркость придает арфе цвет ее струн: красный и синий для обозначения нот «до» и «фа», соответственно.
Также следует отметить, что инструмент имеет достаточно внушительный вес – как правило, около 30 килограмм, хотя играют на нем, в основном, женщины.
Виды арф
Всего существует несколько разновидностей арф, которые во многом территориально привязаны к тем местностям, на которых проживают играющие на них музыканты.
— Ардин – арфа, распространенная в Западной Африке
— Андская – индейская, перуанская арфа
— Валлийская арфа – арфа с тремя рядами струн, ставшая национальным музыкальным инструментом Уэльса
— Кельтская арфа – имеет небольшой размер, распространена в Ирландии и Шотландии
— Парагвайская арфа – национальный инструмент Парагвая
— Саунг – дуговая арфа, популярная на территории Мьянмы
— Педальная арфа
— Леверсная – беспедальная – арфа
— Электроарфа – разновидность педальной арфы, оснащенная электронными звукоснимателями
Арфа как инструмент симфонического оркестра
Необычное и глубокое звучание этого прекрасного музыкального инструмента сделало его любимцем многих самых известных композиторов и желанным гостем в любом симфоническом оркестре. Чаще всего в состав оркестра арфа входит в количестве 1-2 инструментов, но существуют и исключения, самыми яркими из которых являются опера Вагнера «Золото Рейна» — 6 арф – и 3 арфы в опере-балете «Млада» Римского – Корсакова.
Как правило, арфа аккомпанирует другим инструментам, но среди шедевров мировой музыкальной классики встречаются и произведения с сольными партиями для арфы: балет «Раймонда» Александра Глазунова, а также самые известные балеты Петра Ильича Чайковского: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».
Интересные факты об арфе
Учитывая возраст этого инструмента, неудивительна его связь с самыми разными интересными фактами, часть из которых мы хотим вам рассказать.
— Согласно одной из древних легенд, времена года менял между собой кельтский бог изобилия, играя на арфе в качестве ритуала,
— звуки арфы приносят не только наслаждение, но и пользу, ведь существует целое направление в нетрадиционной медицине – арфотерапия – одним из адептов которого был сам Пифагор,
— существует вариант инструмента, на котором можно играть сразу двум исполнителям в четыре руки,
— арфа сослужила прекрасную службу крепостной Прасковье Ковалевой, на которой женился граф Николай Шереметьев, влюбившись в ее прекрасную игру на этом инструменте,
— самая долгая игра арфистки, которая была зафиксирована в истории, заняла более 25 часов. Рекорд принадлежит американке по имени Карла Сита и установлен в 2010 году, — узнаваемый силуэт арфы до сих пор можно встретить на гербе, государственной печати и монетах Ирландии.
Надеемся, что вы узнали из нашей статьи много нового и интересного о таком важном инструменте симфонического оркестра как арфа. Ее многогранность позволяет исполнять на ней не только классические, но и современные мелодии, как, например, «Mambo Italiano» в исполнении Владимира Яцкевича под аккомпанемент прекрасной арфистки Василисы Лущевской.