Апрель27 , 2024

    Контрабас: краткая история инструмента и интересные факты

    Другие статьи

    Музыкальный инструмент альт

    Музыкальный инструмент альт, также известный как альтовая скрипка, является...

    Фагот: мощный и глубокий звук

    Фагот в переводе с итальянского дословно означает «узел» или...

    Туба: величественное звучание в глубинах оркестра

    Туба - это медный духовой инструмент, который известен своим...

    Виолончель: история, конструкция и знаменитые виолончелисты

    Виолончель - это струнный музыкальный инструмент, принадлежащий к семейству...

    Валторна: история инструмента, особенности, репертуар

    Валторна - это медный духовой инструмент с коническим корпусом,...

    Поделиться

    Этот инструмент невозможно не заметить на сцене даже в составе большого симфонического оркестра. Обладатель гигантского размера и низкого звучания контрабас прямо-таки притягивает внимание зрителей.

    История контрабаса

    Прямым предком контрабаса являлась контрабасовая виола, известная еще в средневековье. Недостаточная сила звука, большое количество струн и огромный размер этого инструмента побуждали скрипичных мастеров не бросать попыток его усовершенствования. Первые существенные изменения в конструкцию контрабасовой виолы внес итальянец Микеле Тодини: он убрал лады и пару струн. Далее с инструментом активно экспериментировали знаменитые скрипичные мастера из Брешии и Кремоны, в том числе, и знаменитое семейство Амати.

    В 1699 году получившееся устройство впервые дебютировало в составе симфонического оркестра в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский». «Вау-эффекта» не последовало, и для контрабаса настала эпоха затишья, окончившаяся лишь в середине XVIII века. Именно тогда этот инструмент стал обязательным участником оркестра.

    Однако эксперименты со звучанием музыкального инструмента не прекращались, и в XIX веке французский скрипичный мастер Жан Батист Вийом изготовил контрабас высотой в 4 метра! Свое детище Вийом назвал «октобас». Среди поклонников нового инструмента оказался даже знаменитый композитор Гектор Берлиоз. Однако, не смотря на его предсказания, октобас не смог укрепиться в музыкальном мире – этот факт наглядно иллюстрирует то, что этот инструмент входит лишь в один оркестр во всем мире – Монреальский симфонический оркестр.

    Конструкция контрабаса

    Музыкальный инструмент контрабас может иметь самые разные размеры: самый маленький – чуть больше виолончели, максимальный – 1,8 метра.
    Корпус контрабаса состоит из двух дек, обечайки, грифа, колки, колковой коробки и некоторых других обязательных элементов.

    Неповторимое звучание контрабаса достигается за счет обмотки струн из меди или серебра.

    Играют на контрабасе с помощью смычка, который может быть выполнен в виде одной из двух разновидностей – длинным и тонким французским или коротким и тяжелым немецким. Выбор смычка зависит исключительно от личных предпочтений музыканта.

    Приемы игры на контрабасе

    Большие размеры контрабаса делают игру на нем значительно менее удобной, чем на его «младших» собратьях. Играют на контрабасе либо сидя на стуле, поставив инструмент перед собой, либо стоя.

    Всего существует два основных способа игры на контрабасе:

    • смычковый
    • «пиццикато» — «пощипывая» струну

    Также профессиональные музыканты, играя на контрабасе могут использовать различные «штрихи», например, деташе, легато, стаккато, портаменто, мартле и другие.

    Основные приёмы:

    • Detaché — каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;
    • Martélé — штрих, выполняемый головкой смычка, давя с силой;
    • Staccato вниз и вверх смычком — отрывистое движение смычка с остановкой (отличается от мартле тем, что на одно движение смычка можно играть много звуков, чаще два, четыре, восемь);
    • Staccato volant — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;
    • Spiccato — штрих, извлекаемый броском смычка на струну, получается короткий отрывистый звук;
    • Ricochet-saltato — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;
    • Tremolo — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия;
    • Legato — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует;
    • Col legno — удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который также с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке;
    • Апояндо — щипок пальцем, после которого палец кладётся на соседнюю струну.

    Репертуар и применение контрабаса

    Универсальность контрабаса делает актуальным его применение как в симфонической музыке, так и в джазовой, а еще в рок-н-ролле, танго, кантри, блюграссе и других видах популярной музыки.

    Репертуар контрабаса чрезвычайно широк, произведения для него писали такие известные композиторы как: Франц Йозеф Гайдн, Доменико Драгонетти, Джованни Боттезини, Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Сергей Кусевицкий, Йозеф Аберт, Виктор Брунс и другие.

    На сегодняшний день невозможно представить без контрабаса любой симфонический и камерный оркестр, а количество экземпляров, которые могут входить в состав одного коллектива, увеличилось в последнее время с одного до восьми!

    Интересные факты о контрабасе:

    • контрабасовое «пиццикато» было изобретено совершенно случайно: в 1911 году во время выступления у музыканта по фамилии Джонс сломался смычок. Не растерявшись, исполнитель продолжил игру пальцем, создав новый прием игры на инструменте;
    • самыми большими размерами у контрабаса признаны ширина 2,13 метра и высота 5,55 метра;
    • в 30-е годы контрабасы изготавливались на территории США не из дерева, как это обычно принято, а из алюминия. Такие инструменты впоследствии широко применялись в военных оркестрах;
    • самый большой концерт контрабасистов состоялся в 2011 году в Сеуле. Тогда коллектив из 90 музыкантов исполнил программу, в которой все партии скрипок, альтов и виолончелей исполнялись на контрабасах.

    Обладая яркой индивидуальностью, этот музыкальный инструмент прошел большой путь в развитии и, возможно, еще не до конца продемонстрировал возможности, которыми он обладает. Войдя в состав симфонического оркестра, контрабасы добавили многим  музыкальным произведениям неповторимый шарм, который без их участия был бы абсолютно невозможен.

     

     

     

     

    spot_img