Труба́ (с итальянского tromba, французского trompette, немецкого Trompete, английского trumpet[1]) — медный духовой музыкальный инструмент, самый высокий по звучанию среди медных духовых. Обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, входит в состав симфонического и духового оркестров, а также имеет прямое отношение к джазу и другим жанрам.
Надо сказать, что английское слово «труба» впервые было использовано в конце 14 века. Слово произошло от старофранцузского «trompette», что является уменьшительным от trompe. Слово «трамп», означающее «труба», впервые было использовано в английском языке в 1300 году.
С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и уже с середины XIX века стала полноценным инструментом, исполняя шедевры классической музыки.
Музыканта, играющего на трубе, называют трубач. Важно знать — что труба — правосторонний инструмент: при игре ее удерживают левой рукой, а правой нажимают на вентили.
Античность
Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания об инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты.
Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.
В античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.
Средневековье
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии.
Искусство игры на трубе считалось «элитным», и обучали ему только особо отобранных людей.
В мирное время трубы звучали:
⁃ на праздничных шествиях, рыцарских турнирах
в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Переходный период
На рубеже Средневековья и Возрождения появились новые технологии изготовления музыкальных инструментов труб и после этого интерес к ним значительно возрос.
Барокко
В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством исполнять диатонический звукоряд в верхнем регистре трубы с помощью передувания.
Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы».
Классицизм и романтизм
С приходом классицизма и романтизма, натуральные трубы утратили свое влияние в оркестре, так как были неспособны исполнять мелодические линии, поэтому они ушли на второй план и в оркестрах употреблялись лишь для исполнения основных ступеней звукоряда: фанфарные, призывные мотивы или для усиления кульминационных мест.
В общей сложности духовой музыкальный инструмент труба этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой, что позволяло без особых усилий воспроизводить с её помощью широкий спектр звуков — в принципе, при желании, путём сочетания различных строёв на ней можно было получить практически полный хроматический звукоряд. Однако композиторы классического периода не пользовались всем спектром её возможностей, поскольку в этот период трубы, равно как и ударные инструменты, применялись в оркестрах изредка и эпизодически, зачастую для воспроизведения некоторых отдельных звуков или несложных мелодических оборотов.
Ноты для натуральной трубы писались в ключе «соль»: в силу её конструктивных особенностей исполнитель не мог менять изначальную высоту звуков, поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента.
Звук трубы извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро.
В более поздние периоды, по мере возрастания силы оркестра, количество труб могло увеличиваться от 2 до 12: к примеру, Р. Вагнер в «Марше рыцарей» из оперы «Тангейзер».
Трубы переходного периода
По мере того, как музыкантами осознавалась принципиальная ограниченность натуральной трубы, предпринимались разнообразные попытки по её совершенствованию и применению новых конструктивных решений, сыгравшие свою роль в процессе развития инструмента и обретения им своего нынешнего облика.
Мы выделяем 3 основных подхода к усовершенствованию натуральной трубы:
1. «Закрытые звуки»
Первой попыткой, которая датируется примерно XVIII веком, явилось намерение применить к трубе приём «закрытых звуков». Эта техника уже использовалась при игре на валторне: исполнитель вводил руку в раструб инструмента, добиваясь тем самым иного звучания. В связи с этим была спроектирована натуральная труба полуовальной формы, внешним видом напоминающая полумесяц (в связи с чем во Франции, например, она получила соответствующее наименование — trompette demi-lune). Хотя такой дизайн действительно позволял извлекать закрытые звуки, овальный изгиб отрицательно сказался на окраске звучания инструмента, а эффект оказался практически аналогичен закрытым звукам валторны, которая звучала сильнее и ярче.
Спустя время труба-полумесяц полностью вышла из употребления.
2. «Клапаны»
Итогом второй попытки, которая также была совершена в конце XVIII века, стала клапанная труба. Хотя этот вид музыкального инструмента получил определённое распространение. Эта труба имела четыре или пять клапанов, и во время игры требовала применения обеих рук. Нововведённое устройство, с одной стороны расширило звукоряд, а с другой — стало причиной нестройности при извлечении звуков — что и обусловило её непопулярность.
3. «Кулиса»
Третьей вариацией стала труба с кулисой. По конструкции она была схожа с тромбоном, с той разницей, что её кулиса выдвигалась не вперед, а назад. Для этого звука трубы были характерны натуральный звукоряд и четыре возможных строя: «фа», «ми», «ми-бемоль» и «ре».
Труба с вентилями
Труба с поворотными вентилями
Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с механизмом вЕнтилей, изобретённый в 1830-е годы и давшим трубе хроматический звукоряд.
Первое время это не получило широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру.
Тем не менее, переходный процесс не был одномоментным и в различных странах мира проходил по-разному — к примеру, во Франции в течение довольно длительного периода времени был популярен корнет-а-пистон с пистонным механизмом, а в России в середине XIX века последние нередко использовались в сочетании с вентильными трубами (в частности, такие варианты характерны для Даргомыжского или Чайковского).
При этом многие композиторы и после создания новых труб продолжали активно пользоваться натуральными, и лишь со временем хроматическая труба современного типа получила должное распространение.
Корнет
Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.
Корнеты как и трубы можно увидеть в партитурах композиторов, они были постоянными инструментами оркестра до начала XX века.
Спустя время, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, корнеты исчезли из оркестра.
В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
Хроматическая труба
Современная хроматическая труба — это, в сущности, укороченный инструмент, появление которого в определённой степени обусловлено стремлением композиторов ко всё более высоким по звучанию оркестровым партиям. Её устройство, для которого, в частности, характерны преимущественно коническая мензура и чашеобразный мундштук средней глубины вызвало утрату полноты звучания, характерной для старинных труб, однако добавило инструменту ясности, звонкости и некоторой резкости.
Конструкция
Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из 7 основных частей.
Детали
• Мундштук — часть инструмента, в которой губами музыкант направляет воздух.
• Мундштучная трубка — небольшая часть трубы, соединяющаяся с мундштуком.
• Кроны — съёмные U-образные отрезки трубочек. Самая большая крона общего строя предназначена для настраивания духового музыкального инструмента труба (путём выдвижения этой кроны на некоторую величину).
• Дополнительные петлеобразные трубки разной длины увеличивают длину основного канала.
• Вентили (клапаны) открывают и закрывают дополнительные трубки извлекаемых гармоник.
• Сливной клапан необходим для удаления скопившегося конденсата влаги из канала.
• Растру́б — концевая расширяющаяся часть, которая направляет и усиливает звук трубы.
Строй
Наиболее распространенным типом является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется духовой музыкальный инструмент труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B.
До появления механизма вентилей существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности.
В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.
• Труба-пикколо (малая труба) — в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B). Звучит на октаву выше обычной трубы. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля.
• Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
• Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления. В настоящее время её партию исполняют на тромбоне.
Техника
Отличаясь большой технической подвижностью, музыкальный духовой инструмент труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и т. д. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в легато. Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью. На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей.
Сурдина
Устанавливаемые в раструб различные виды сурдин меняют громкость и тембровую окраску звучания трубы. Особенно широко они применяются в джазе. Их изготавливают из папье-маше, дерева или металла. Создаваемый эффект зависит от формы сурдины.
Я выделяю 4 основных вида:
• Груша — делает звук трубы звенящим и пронзительным.
• Чашка — приглушает звучание.
• Грибок — звук становится мягким и бархатным, слегка плаксивым.
• С рупором — придает гнусавость исполнению.
Репертуар для трубы
Для труб писали все известные композиторы: Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Барток, Брамс, Малер, Штраус, Стравинский, Чайковский, Пахмутова, Василенко, Хиндемит.
Исполнители:
Сегодня труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.
Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Клиффорд Браун, Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Фредди Хаббард, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт, Артуро Сандоваль и многие другие.