Джаз.. Уже одно упоминание этого слова вызывает в голове свет огней, образы саксофонистов и маняще приятные мелодии.. Происхождение этого слова до сих пор неизвестно, на счет него существуют две версии. Согласно первой, название этого музыкального направления происходит от английского слова, обозначавшего «преследование». По второй – от французского «болтовня».
Так или иначе, появившись на стыке двух культур – африканской и европейской – джазовая музыка представляет собой настоящий культурный феномен, имеющий богатую историю и миллионы поклонников по всему миру. Существует даже официальный Международный день джаза, который отмечают ежегодно 30 апреля.
История джаза в мире
Джаз зародился в Соединенных Штатах Америки в конце XIX века и его появление как отдельного музыкального течения тесно связано с историко-социальными процессами, бурно протекающими на тот момент на территории континента.
После открытия Северной Америки Христофором Колумбом британские колонисты стали завозить на материк большие партии чернокожих рабов из Африки. Выживать в новых условиях рабам помогала музыка, в основу которой легли национальные сложные африканские напевы. Ввиду отсутствия инструментов, певцы помогали себе ритмичными похлопываниями и притоптываниями, а в процессе адаптации к музыке примешивались и характерные черты той музыки, которую слушали белые «хозяева».
Даже после гражданской войны и отмены рабства участь бывших невольников оставалась тяжелой, что отражалось на их музыке, создав новое направление – блюз.
Джазовая же музыка из самобытного культурного явления темнокожих иммигрантов ворвалась в массовую поп-культуру, благодаря ее трансформации выходцами из Нового Орлеана — Джелли Ролла Мортона, Бадди Болдена и Кида Ори. Музыка новоорлеанского джаза напоминала марш, так как имела в своей основе музыку военных оркестров. Первые джаз-бэнды, состоящие из небольших групп темнокожих музыкантов, сначала выступали в ресторанах Нового Орлеана, а затем, увидев востребованность своих выступлений, стали все чаще выбираться на гастроли в другие города, распространяя джазовую музыку все дальше и дальше по Америке.
Новый этап развития джаза пришелся на 1917 год и был сформирован в Чикаго. Чикагские джазовые оркестры стали использовать особые исполнительские приемы, ярко присущие музыке таких музыкантов как Джо Кинга Оливера, Кэррола Дикерсона и Луи Армстронга. Чикагский период характеризуется изменением стилистического звучания оркестров. В джаз-бэнд включается фортепиано, на замену духовому басу приходит контрабас, а вместо банджо и корнета – гитара и труба, соответственно. Ну и, конечно же, именно в чикагский период в состав музыкальных ансамблей включается саксофон.
Также в Чикаго произошло еще одно коренное изменение джаза как музыкального направления – произошло слияние джаза с эстрадой, и многие инструменталисты запели. Самым ярким представителем этого периода по праву считается несравненный Луи Армстронг.
Время шло и музыкальные эксперименты продолжались. Так появился свинг – новый стиль, в котором явно угадывались отклонения от привычного ритмического рисунка.
Но не все оценили эти новшества, сочтя их слишком далеко ушедшими от своих истоков. Поэтому, в противовес свингу, появился бибоп, представители коллективов которого были исключительного темнокожими.
Яркими чертами, присущими бибопу, были долгая импровизация и невероятно быстрые мелодии, а самыми знаменитыми музыкантами в этом жанре – Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи.
На этом джазовые музыканты не останавливались и в результате их экспериментов появились такие новые музыкальные жанры как смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз, джаз-рок, джаз-поп и фри-джаз. Всего на сегодняшний день существует порядка 40 разных музыкальных направления и это еще не предел.
Джаз в России
Впервые в нашей стране джазовые мелодии прозвучали со сцены в рамках концерта 1 октября 1922 года. Его организовал Валентин Парнах, известный театральный деятель того времени, который организовал коллектив под названием «Первый в РСФСР эксцентрический джаз-банд». Эта группа просуществовала недолго, но ей на смену пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого.
Популярность джаза росла, и появлялось все больше и больше джазовых групп, например, оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова и даже созданный в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.
Тем не менее, в силу политических особенностей, в 1948 году наступила эпоха, когда джазовая музыка была признана слишком «прозападной», джазовые коллективы переименованы в эстрадно-симфонические, а музыканты задвинуты на второй план – им попросту не давали выступать. Этот темный период в истории российского джаза получил название «эпоха разгибания саксофонов», а в народ была запущена поговорка «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!».
Снова «из подполья» джаз вышел только во время хрущевской «оттепели», окончательно утвердившись в мире русской музыки на Московском фестивале молодежи и студентов.
На сегодняшний день джазовая музыка, когда-то зародившаяся из африканских народных мотивов, пользуется любовью слушателей со всего мира. Стереотип о чернокожих джазменах ушел в прошлое. А сам стиль продолжает развиваться, радуя своих ценителей смелыми импровизациями и узнаваемыми ритмами.
Ну а, если вам захотелось послушать любимый джаз прямо сейчас, то приглашаем вас посмотреть видео выступления джаз-бэнда продюсерского центра «Владимир Яцкевича».
—